Нищенство
– занятие довольно скучное и однообразное. Стоишь себе с жалостным лицом и
ждешь, пока милосердные граждане наполнят подставленную емкость денежными
единицами. Поэтому в последнее время все чаще и чаще попадаются нищие,
старающиеся этот монотонный труд немного разнообразить. Внести в него, так
сказать, элемент творчества.
Недавно
прохожу по переходу – вижу до боли знакомую картину. Стоит священник в рясе,
перед ним «скворечник» - собирает подаяния на храм. В руках небольшая книжка в
бумажной обложке. По идее - молитвенник, откуда проходящим потенциальным
жертвователям зачитываются цитаты, жертвованию способствующие. Подхожу поближе
– фигушки. Никакой не молитвенник. Детектив за подписью Александры Марининой.
Художественное произведение, помогающее, так сказать, человеку духовному
осознать реальности суровой мирской жизни.
И
ведь помогает! В соседнем переходе наблюдала картину, показывающую несомненную
адаптацию данного вида сборщика подаяний к современной жизни. Расстановка сил
та же: священник, «скворечник», молитвенник (на этот раз – самый настоящий, без
дураков). Священник громко бубнит что-то из данной книги. Из-за шума и плохой
дикции главного героя, слова расшифровке не поддаются. Из-за угла показывается
бабулька системы «божий одуванчик». Далее между бабулькой и служителем культа
происходит следующий диалог:
Бабулька:
Милок! Ты ж мое место занял!
Священник:
продолжает бубнить, плохо реагируя на внешние раздражители
Бабулька:
Милок! Да я же здесь который месяц стою!
Священник:
не реагирует, бубнит
Бабулька:
Уступи место, я тебе в матери гожусь
Священник: (на удивление четко и разборчиво) От…сь,
дочь моя! И продолжает бубнить с прежней интонацией.
Как
видите, адаптировался по полной программе. По крайней мере, словарный запас
расширил, возможно, благодаря все той же Марининой.
Светские
нищие самообразованием занимаются не так активно. Им и не за чем. Вы мне покажите человека, который
хоть раз от начала до конца прочел табличку, у нищего на шее висящую. Таких
любителей чтения вряд ли встретишь на просторах нашей необъятной. А посему:
Вагон
метро. По нему, расталкивая костылями толпу, идет мужик в камуфляже с
прицепленными медальками. Табличка на его шее давно известна всем пассажирам
общественного транспорта наизусть: «Потерял здоровье в войне (далее варианты:
от Куликовской битвы до Чечни включительно). Помогите на протез». В ту поездку я не догадалась разжиться хоть какой
газеткой, посему читать мне было нечего, и я откровенно скучала. От нечего
делать, я решила прочесть табличку на груди «славного воина». Картонка гласила:
«Вышла из роддома. Нету денег на дорогу до дома. Помогите ради Бога». Не
поверив своим глазам, я попросила повторить мой эксперимент едущего со мной
приятеля. Наши впечатления от текста совпали. Мой приятель, будучи несколько подшафе,
рискнул подойти к инвалиду и, дружески похлопав того по плечу, участливо
спросить: «Кого ж ты родила-то, болезная». Прочтя свою бирку самостоятельно,
инвалид поблагодарил моего приятеля и перевернул картонку другой стороной. Там
все было правильно. И про битву, и про протез.
Современный
московский нищий давно уже превратился из сирого и убогого попрошайки в
человека гордого, с огромным чувством собственного достоинства. Вот стоит в
переходе троица старушек в темных очках и выводит некие рулады срывающимися
голосками. Вместо жалостливого рассказа о неблагодарных внуках и маленькой
пенсии на их табличке значится гордо: «Оркестр Общества Слепых». Не больше – не
меньше. Конечно, судя по издаваемым звукам данный творческий коллектив
находился, скорее, под юрисдикцией Общества глухих, но какова распальцовка!
Не
меньше ценит себя, любимого, некий нищий с Кольцевой линии московского
метрополитена. Вместо того, чтобы мирно ходить по вагонам, он просто садится с
плакатиком и кепкой на одну из скамеек вагона. Кому надо денежку кинуть – сам
подойдет. И ведь подходят! Видать, его желание заработать несколько меньше
желания граждан заняться благотворительностью. Чувствую, скоро появятся
объявления, призывающие приносить милостыню непосредственно к просящему на дом.
Впрочем,
противоположная сторона (как бы ее обозвать-то? Милостынедатели,
наверное), тоже, порой, демонстрирует
не меньшую изобретательность. Картина, что называется, достойная кисти
Айвазовского. В вагон электрички заходит нищий, неся перед собой картонный
кадастр всех бедствий, на него свалившихся. Сидящий в вагоне молодой человек в
очках на некоторое время отвлекается от книги, внимательно прочитывает тыкаемую
ему в нос табличку, долго роется в сумке и тоже достает кусок картона. На нем
большими буквами выведено: «Поверь, мужик, та же херня».